Союз архитекторов России оценил проект воронежской школы «Ласточка»
В минувшую субботу, 2 октября, в Москве прошла церемония награждения лауреатов смотра-конкурса Build School. Это единственное мероприятие в России, комплексно охватывающее все аспекты проектирования, строительства и оборудования детских садов и школ. В качестве организатора международной выставки выступает Союз архитекторов России при поддержке Министерства просвещения РФ, Минстроя РФ и других профильных федеральных ведомств.
На Build School Project были представлены лучшие проекты и постройки дошкольных и школьных учреждений, спроектированные отечественными и зарубежными архитектурными компаниями. Организаторы декларируют, что все эти здания должны соответствовать уровню и методике современного образования и не терять актуальность спустя несколько лет. Должное внимание уделяется также их техническому оснащению. Современный детский сад и школа должны быть многофункциональными, просторными, технологичными и визуально привлекательными. При этом необходимо создавать комфортные условия для детей с ограниченными возможностями.
По итогам смотра-конкурса Build School Project-2021, дипломом Союза архитекторов России отмечен проект общеобразовательной школы «Ласточка» на 1500 мест, разработанный ПИ «Гипрокоммундортранс» (ГКДТ).
Это здание с двумя крылами, как у птицы, планируется построить в Воронеже на ул. Остужева. Учебные классы, рассчитанные на 1500 мест, сгруппируют в блоки начального, основного общего, среднего (полного), дополнительного образования и объединят широкими освещаемыми рекреациями. Старшие и младшие дети будут учиться в двух разных крылах здания, встречаясь в его центральной части, где расположатся столовая, библиотека, актовый зал, рекреации, учительская.
Благодаря эргономичному зонированию, в школе предусмотрено всё необходимое для учебного процесса. Большая лаборатория, множество помещений для занятий спортом, кванториум, зрительный зал для просмотра документальных фильмов, сцена для постановки театральных пьес, художественная студия. Изолированные кабинеты обеспечат условия для углубленного изучения любых предметов и освоения различных навыков.
«Ласточка» может стать в Воронеже первой школой, где будет применена инновационная информационная система, которая даст возможность существенно повысить качественный уровень организации учебного процесса. Так, в школе появится возможность внедрения БиоСКУД с термо-контролем, интеллектуальным видеонаблюдением, организация питания по системе «накрытые столы» и многое другое.
Территория «Ласточки» спроектирована как полностью безбарьерная среда, адаптированная для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Руководитель архитектурно-строительной группы ГКДТ Александра Шевцова, являясь одним из авторов данного проекта, считает, что он вполне может быть рекомендован для повторного применения. Поскольку функциональные блоки такой школы удобно использовать как кубики, строя при этом здание с индивидуальным архитектурным обликом.
Участник смотра-конкурса «Build School Project-2021», архитектор ПИ «Гипрокоммундортранс» Искандер Имамкулиев отметил, что уровень представленных на Build School работ заметно возрос. «Начали использовать качественные малые архитектурные формы для детских площадок. В школах и детсадах уже недостаточно проектировать стандартные коридорно-кабинетные планировки, требуются более оригинальные решения, – подчеркнул Искандер. – Среди новых тенденций – применение в большей степени натуральных экологичных материалов для возведения таких зданий».
Во время своего пребывания в Москве специалисты ГКДТ посетили также международный архитектурный фестиваль «Зодчество». Руководитель группы территориального планирования и градостроительства ПИ «Гипрокоммундортранс» Елена Примакова рассказала об участии в дискуссии «Необходимость законодательных требований к квалификации/аттестации/лицензированию или аккредитации разработчиков градостроительной документации». В ходе мероприятия спикеры обсуждали глобальные и локальные проблемы организации градостроительной деятельности в современной России. На всех этапах, начиная со стадии подготовки к разработке проектов и выбора разработчиков, заканчивая контролем готовой документации, нужно повышать степень качества проектирования. По словам Елены Примаковой, сейчас уже очевидна необходимость введения четкого профстандарта «архитектор-градостроитель» и квалификационной аттестации специалистов, практикующих в этой сфере. Это позволит повысить их профессиональный уровень и улучшить качество градостроительной документации. Поскольку от архитекторов-градостроителей во многом зависит, насколько комфортной для жизни станет современная городская среда.