Что станет нормой для школ будущего

На форуме BUILD SCHOOL рассмотрели коллизии нормативной базы проектирования

31 октября в Москве стартовал ежегодный форум BUILD SCHOOL, который продлится до 2 ноября. Это единственное мероприятие в России, комплексно охватывающее все аспекты проектирования, строительства, реконструкции, модернизации, эксплуатации, оснащения и оформления школ и детсадов с прилегающими территориями детских спортсооружений, внутренними игровыми и спортивными площадками. Темой VII Международной выставки стала образовательная среда будущего.


В рамках деловой программы BUILD SCHOOL за «круглым столом» обсуждалась архитектурная организация образовательной среды и нормативная база проектирования. В число экспертов вошли архитекторы, представители сферы образования, крупных застройщиков и федеральных ведомств. При этом организаторы форума пригласили спикеров из разных регионов, и Воронежскую область представляла заместитель технического директора по архитектуре ПИ «Гипрокоммундортранс» (ГКДТ) Алла Лалакина. В качестве модератора «круглого стола» выступила Светлана Яхкинд, ученый секретарь ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России». Она подчеркнула, что современная школа становится социокультурным центром. Имеющиеся сейчас универсальные кабинеты-лаборатории должны предоставлять возможности для дополнительного образования. Актовый и спортивный залы, библиотека, столовая, рекреации приобретают всё большую многофункциональность. А изменения ранее разработанных правил проектирования и строительства (СНиП, СП) образовательных учреждений зачастую не успевают за данным трендом. Поэтому актуализируется потребность формирования общей методологической, нормативной базы, чтобы российские проектные организации могли использовать наиболее удачные планировочные решения современных школ и детских садов.


В качестве примеров за «круглым столом» рассматривались самые различные варианты – от панельной школы в условиях вечной мерзлоты и полярной ночи в Салехарде, которую проектировали с весьма ограниченными бюджетом и площадью, до масштабного единого образовательного комплекса из трёх корпусов в разных районах Нижнего Новгорода. Кстати, директор этой «Школы 800», открытой в 2023 году с большим резонансом, открыто поделился уже наметившимися проблемами. «Мы, действительно, упираемся в коллизию норм и образовательных задач», – заявил Марк Сартан. В ходе уроков выясняется, в частности, что инсоляция в здании с панорамными окнами может быть даже избыточной, поскольку поверхности мониторов в кабинетах бликуют, солнце слепит глаза учителям. В больших столовых, где у школьников должна быть возможность выбора блюд, на это не хватает времени на переменах. Причём увеличение их продолжительности может привести к проблемам, поскольку учебный день в целом тоже станет длиннее.


Начальник ГКУ Дирекция по строительству и реконструкции департамента образования и науки Москвы Александра Корнеева рассказала, как устроена современная московская школа. Тенденция укрупнения уже очевидна – в новых жилых кварталах проектируются сейчас образовательные центры, объединяющие детский сад и школу. Типовые решения фасадов, в том числе цветовые, утверждаются комитетом по архитектуре и градостроительству Москвы и размещаются на официальном сайте Москомархитектуры. Повсеместно проектируются универсальные учебные кабинеты с трансформируемыми перегородками. Актовые залы заменяются многосветными пространствами – атриумами, высотой несколько этажей. Многофункциональные рекреации имеют эксплуатируемые подоконники, в коридорах предусматриваются питьевые фонтанчики с системой очистки воды. При этом всё должно чётко соответствовать требованиям безопасности. Так далеко не каждое стекло подойдёт для окон у эксплуатируемых подоконников.


В Москве научились справляться с коллизиями существующих норм, а вот в регионах ситуация гораздо сложнее. Заместитель технического директора по архитектуре воронежского института «Гипрокоммундортранс» Алла Лалакина отметила, что когда проекты образовательных учреждений проходят государственную экспертизу в разных городах, нередко возникают проблемы из-за разночтений имеющихся правил. Это касается, в частности, норм по размещению начальных классов по этажам. Школьники возрастной категории 8-10 лет, в соответствии с СП 1.13130.2020, не могут учиться на третьем этаже. И причины подобных ограничений непонятны. Поскольку детсады разрешено проектировать трёхэтажными с размещением на 3-м этаже групповых ячеек для старших групп (от 5 до 7 лет), причем дети там спят. «Необходимо привести требования к единообразию», – убеждена Алла Лалакина.


Сейчас у проектировщиков возникают вопросы и по поводу оптимального количества мест для учеников в классах. Раньше исходили из расчёта не более тридцати, а теперь мнения расходятся. Даже в ходе обсуждения за «круглым столом» озвучивались различные цифры. Педагоги считают, что в классе должно учиться 18-20 человек, максимум – 25.


Зачастую проектировщикам приходится решать задачу, как совместить разнообразные функции в одной школе, не нарушая норм. И, по мнению столичных экспертов, причина значительной части сложностей находится на поверхности – «чем дальше от Москвы, тем чаще понятие «рекомендовано» в существующих правилах воспринимается как «умри, но сделай». Поэтому в завершение «круглого стола» было предложено собрать все возникающие в регионах правовые коллизии, чтобы провести в следующем году на BUILD SCHOOL нормативный апгрейд.

 

Ирина Размустова


другие новости