Build School 2019: архитекторы спрашивают у детей, в каких школах они хотят учиться

Build School 2019: архитекторы спрашивают у детей, в каких школах они хотят учиться

15.11.2019

В Москве 21-23 октября 2019 года в ЦВК «Экспоцентр» состоялась третья международная выставка Build School, посвященная проектированию и строительству школ и детских садов. Единственная в России выставка, комплексно охватывающая все аспекты проектирования, строительства и оборудования детских садов и школ.  

DSC_0840.JPG DSC_0842.JPG

Экспозиция объединила ведущие компании в области проектирования, строительства, реконструкции, модернизации и обустройства дошкольных и школьных зданий, детских спортивных сооружений и игровых площадок, обустройства территорий возле них.  

Выставку посетило более 3000 специалистов из 28 регионов России и 7 зарубежных стран, в их числе специалисты Проектного института «Гипрокоммундортранс», которые поделились своими впечатлениями.  

Ирина Редкина, главный специалист (архитектор):  

- Build School 2019 выступило прекрасной площадкой для обсуждения вопросов, возникающих при проектировании, строительстве и эксплуатации образовательных организаций для детей. Мероприятие, которое в этом году объединило выставку, смотр-конкурс и деловую программу, где были широко представлены архитектурные проекты школьных и дошкольных зданий нового поколения, демонстрирующие современный подход к проектированию, строительные и отделочные материалы, дизайн интерьеров, техническое оснащение помещений для занятий и отдыха, спортивных залов и бассейнов, игровых комнат, компьютерных классов, медиатек, актовых залов, гардеробов, санитарно-технических помещений.     

Главный вопрос для нас на сегодняшний день как проектировщиков – как создавать современную «правильную» образовательную среду? Основные тезисы, способствующие этому по мнению Юлии Чернец (руководителя проектов строительства социальных объектов группы компаний «А101»):  

  • Разнообразие педагогического сценария

  • Пространство соизмеримое ребенку

  • Интерьер как образовательная среда

  • Психологический комфорт.  

Независимо от того, в каких условиях дети проживают, большую часть времени они должны проводить в эстетически оформленном и технологичном пространстве. Психологический комфорт достигается сочетанием пространств для общения и уединения, обилием естественного света и разнообразием интерьеров. Все помещения должны быть многофункциональны и нести образовательную функцию: спортивный зал должен уметь легко превращаться в актовый, а рекреация – в кинотеатр или лекторий, при этом в любой своей ипостаси провоцировали ребенка на умственные и практические эксперименты. И, наконец, оснащение школы должно быть направлено на получение современной теоретической базы, а также на возможность применить любые знания на практике.  

Для нас как для проектировщиков важным была сама экспозиция выставки, где можно вдохновиться идеями, художественными приемами при сложном проектировании для детей. Поэтому школы будущего – наша цель! Мы должны анализировать и улучшать проектные решения, глядя в будущее. Мешает нам в этом интересном расхождение требований нормативных документов и их архаизм. Важным, на мой взгляд, событием этого года является устранение требований по ориентации классных помещений в зданиях школ и увеличение этажности (до 5-ти этажей). Это даст больше возможностей при посадке зданий в сложившуюся застройку.    

IMG_2882.jpg IMG_2792.jpg

Также обсуждался важный вопрос внедрения государственно-частного партнерства (ГЧП) в социальную среду в рамках национального проекта «Образование», его плюсы и минусы.

Роль функционального заказчика в разработке архитектурного проекта, на примере привлечения Центра разработки образовательных систем «Умная школа» г. Москва:

Мы хотим, чтобы школа целилась в будущее, а не тягостно повторяла прошлое

Так, например, к объектам ГЧП крупных девелоперов привлекается именно эта организация, осуществляющая комплексный подход к проектированию образовательных организаций. И это здорово, что такой серьезный анализ и взаимодействие специалистов инклюзивного образования, профессоров психологии, архитекторов и педагогов, используется при проектировании зданий школ.

В Воронеже и Воронежской области при проектировании школ и детских садов роль функционального заказчика выполняет Министерство образования, и мы с ним плотно сотрудничаем. Это очень важная работа, нацеленная на создание школ будущего. Но сложность для нас заключается в том, что все прекрасные идеи функционального заказчика мы должны воплотить, не нарушая норм.  

Елена Мороз, ведущий архитектор:  

В подтверждение этого подхода к проектированию известный архитектор Андрей Асадов на Build School рассказал, что спрашивал мнение собственной дочери, какой бы она хотела видеть школу. С учетом ее пожеланий архитектурное бюро ASADOV из школы, построенной в 80-е годы, сделало яркую и современную, лишь добавив тусклым фасадам и интерьерам свежих и ярких красок. Проект выиграл Бронзовый диплом в разделе «Постройки» смотра-конкурса.  

Shkola_Domodedovo_Asadov1.jpg IMG_2767.JPG Rostov_na_Donu.gif

Золотой диплом конкурса в номинации «Лучший объект нового строительства» получила «Гимназия А+» (г. Киев) от архитектурного бюро «Archimatika». Школа, рассчитанная на 600 учеников, имеет автономную систему отопления и кондиционирования. Коридоры здания создают кольцо-квадрат вокруг кабинетов, учительская выполнена в форме openspace, а на территории комплекса предусмотрен небольшой огород. 

Неизгладимое впечатление на специалистов «Гипрокоммундортранса» произвел проект Детского образовательного центра эстетического воспитания в Ростове-на-Дону, который планируют разместить на месте бывших затопленных складов. Здесь в перспективе появятся летний театр, «Площадь фонтанов» и «Каскад водопадов» на месте источников, разноуровневые видовые площадки для уроков на открытом воздухе, пленэров. При этом существующие руины сооружений консервируются и остаются, а новые корпуса учебных заведений максимально нейтрально вписываются в сложившуюся среду существующих построек.  

На Build School было представлено множество интересных и достойных проектов, отметила специалист «Гипрокоммундортранса» Наталья Лебедкина. Выставка оставила очень приятное впечатление.

Отметим также, что на Build School активно обсуждались проблемы нормативно-правового регулирования материально-технического оснащения образовательных организаций. В частности, недостатки приказа об оборудовании школ для технологов. Поднимались вопросы оптимизации СанПинов для реализации нацпроекта «Образование». Очень познавательными были презентации современных материалов, используемых при проектировании учебных учреждений.  
IMG_2791.jpg IMG_2794.jpg

Такие мероприятия важно и нужно посещать! Благодаря им становятся понятны мировые тенденции проектирования образовательных учреждений в России и за границей. Приятно осознавать, что наш институт идет в ногу со временем, пользуясь самым современным инструментарием при проектировании, наши решения актуальны и отвечают последним направлениям развития образования в мире. Я испытала чувство гордости за «Гипрокоммундортранс»: то, что создаем мы - это достойный проектный продукт. Наши объекты по праву занимают почетное высокое место на проектном рынке», - поделилась своими впечатлениями заместитель технического директора проектного института Елена Колтакова.

Сотрудники проектного института третий год подряд посещают данное мероприятие. Это уже стало доброй традицией.