ГКДТ: Городу нужен экологический каркас

ГКДТ: Городу нужен экологический каркас

04.08.2017

Формирование цельной «зеленой территории» города – это средство создания архитектурного пространства, продолжающего и развивающего ансамбль города.

В современных условиях весьма важной является проблема сохранения и оздоровления среды, окружающей человека в городе, формирования условий, благотворно влияющих на психофизическое состояние жителей, что особенно важно в период интенсивного роста городов, развития всех видов транспорта, повышения с каждым годом тонуса городской жизни.

Воронеж, как и любой другой крупный промышленный центр, отличается большой концентрацией различных антропогенных факторов на очень ограниченной площади. Для таких факторов характерна способность оказывать негативное воздействие на любые экологические компоненты. Значительное влияние на показатели воздушных масс оказывает автомобильный транспорт, выбросы от которого достигают 90% суммарного загрязнения городской атмосферы. Но не менее важным фактором является истонченная экосистема города в условиях повышенной рекреационной нагрузки.

В 2013-2015 гг. в рамках научного проекта "Биоразнообразие и экологический каркас городских агломераций как фактор их устойчивого развития (на примере Воронежской агломерации)", поддержанного РФФИ, коллектив ученых из ВГЛТУ, ВГАСУ, ВГУ (О.С. Лисова, А.В. Ливенцева, А.Я. Григорьевская) разработал проект концепции развития Воронежской агломерации и городского округа г. Воронеж на основе ландшафтно-экологического каркаса. Основной идеей проекта является комплексное предложение по развитию города и решение проблем урбанизации и экологии посредством совершенствования среды и ландшафта в виде экологического каркаса города в целом. 
Ландшафтно-экологический компонент – это первостепенная составляющая градостроительной системы европейских городов, например, таких, как Гамбург и Амстердам. Такая концепция принята с 2005 года и успешно работает в Санкт-Петербурге. Ландшафтный сценарий представлен, с одной стороны, как целостная инфраструктура элементов и звеньев городского ландшафта, интегрированная в планировочный каркас города, архитектурно-пространственную организацию и процесс устойчивого развития городских территорий, с другой стороны, как взаимосвязанная последовательность мероприятий, порядок их планирования и реализации.

Для реализации данной концепции в Воронеже в 2011 году была проработана информация и опыт воплощения подобных проектов в России и за рубежом (Германия, Швеция). За основу в работе был принят утвержденный в 2007 году генеральный план развития городского округа.

Принятая стратегия переработана с учетом первостепенной важности ландшафтно-экологического компонента, а именно: максимальное сохранение зеленых зон общего пользования, рекультивация пустырей, свалок и бросовых земель, восстановление зеленых зон музеев и театров, сохранение и развитие "зеленых коридоров" (аллей, бульваров, примагистральных зеленых насаждений), обеспечение беспрепятственного перемещения пешеходов и велосипедистов между объектами по "зеленым коридорам", создание комфортных многокомпонентных узлов связи между районами, обеспечение целостного цветового решения архитектурно-ландшафтной среды, восстановление рекреационной и коммуникационной роли водохранилища. При движении вдоль включенного в такую сеть зеленого коридора по тропе, изолированной растительностью и рельефом от городского шума и вида зданий, рекреационное пространство практически бесконечно, хотя и занимает ничтожную площадь. Ответвления от зеленой сети должны подходить к каждому жилому комплексу. Также сотрудниками вузов был разработан ряд дополнений к разработанному генеральному плану развития городского округа г. Воронеж (2007 г.) о развитии урботерритории на основе ландшафтно-экологического подхода.

Внедрение системы экологического каркаса позволит сохранить и частично восстановить утраченные компоненты природной среды, повысить биоразнообразие городской среды, значительно снизить количество вредных видов животных и растений (крыс, ворон, сорняков), которые несут опасность для здоровья населения и вытесняют аборигенные виды из их естественной среды обитания, улучшить качество среды, привлечь частные инвестиции для развития городской инфраструктуры (спортивные объекты, зоны досуга и отдыха), увеличить поток туристов. 
Для управления и эффективного функционирования развивающегося по ландшафтно-экологическому принципу города необходимо также рассмотреть вопрос о создании подразделения (управления) ландшафтной архитектуры. Такое подразделение поможет эффективному взаимодействию между комитетом по градостроительству и архитектуре, землеустроительным комитетом, департаментом экологии и природных ресурсов Воронежской области, дорожными службами, жилищно-коммунальным сектором и сферой ландшафтного дизайна.

Сложившаяся в настоящее время планировка урбанизированных территорий городов России не соответствует обозначенным современным требованиям к устойчивому развитию городских агломераций. Основной причиной этого послужили нормативы проектирования городских территорий последних десятилетий, основанные на эффективном функционировании отдельных районов (промышленный, селитебный и т.д.), а не целостной урботерритории.

Для современного этапа развития Воронежа характерно практически полное отсутствие единой системы озеленения, хаотичное и бесструктурное распределение насаждений по территории города. Основными проблемами озеленения в городской черте являются: необходимость реконструкции исторических парков и скверов; замена естественного ландшафта на искусственный; высокая плотность и массовость застройки; значительные шумовые нагрузки; комплексное антропогенное воздействие, вызывающее деградацию зеленых насаждений (урбанизированные насаждения требуют планового обновления, одновозрастные насаждения способствуют быстрому распространению патологических изменений). 
По мнению Светланы Ерютиной, специалисту ландшафтного дизайна проектного института "Гипрокоммундортранс", занимающего одно из лидирующих позиций у регионе, особенно интересна работа такого масштаба. "Я считаю, единственный путь к сохранению биоразнообразия города – создание экологического каркаса", – заявила она.

Зеленые насаждения имеют архитектурно-планировочное значение. В обогащении архитектурного облика застройки жилых районов и микрорайонов важная роль отводится ландшафту. С помощью ландшафта можно заметно обогатить облик города, придать черты индивидуальной выразительности любому району города. Озеленение обладает неограниченным многообразием цветовых оттенков, изменяющихся во времени и пространстве. С помощью озеленения можно объединить воедино и создать композиционно целое из отдельных зданий. При правильном подборе ассортимента деревьев и кустарников, вьющихся растений, цветов и газона можно искусственно создать разные цветовые гаммы, выразительные сочетания растений по их формам, очертанию, структуре, объему.

В целом система озеленения современного города включает три группы насаждений: общего пользования (парки культуры и отдыха, центральные парки общегородского и районного значения, лесопарки и парки-заповедники, детские парки, городские сады, скверы, бульвары, насаждения на улицах и при общественных учреждениях; ограниченного пользования – зеленые насаждения, располагающиеся на территории учреждений и предприятий; и насаждения специального назначения (защитные зоны при промышленных предприятиях, водоохранные зоны, противопожарные насаждения защитного и мелиоративного назначения, насаждения вдоль улиц, автомобильных дорог, насаждения при спецобъектах (питомники, цветочные хозяйства, ботанические и зоологические сады).

В соответствии с назначением насаждений выбирают типы посадок, ассортимент деревьев. Зеленые насаждения специального назначения уменьшают неблагоприятное воздействие промышленных предприятий и транспорта на окружающую среду, защищают от ветров, снежных и песчаных бурь, служат препятствием для распространения огня, дыма, шума, защищают от загрязнения и излишнего испарения водоемы, формируют ландшафт.
Насаждения общего, ограниченного пользования и специального назначения вместе составляют и в целом характеризуют систему озеленения города. 
Зеленые насаждения общего пользования являются наиболее важным показателем степени озеленения города. Хорошо озелененным можно считать город, в котором на 1 жителя приходится 20-30 кв.м и более зеленых насаждений общего пользования.

Все категории зеленых насаждений представляют в совокупности единую систему озеленения, в которой каждый объект выполняет свои функции. Для всех объектов в системе озеленения городов на основе практических данных разработаны теоретически обоснованные нормативы.

Поскольку в настоящее время градостроительство отводит важное место зеленому строительству, то степень озеленения города дает представление об успехах благоустройства населенного пункта.