Круглый стол с Ильей Заливухиным

Круглый стол с Ильей Заливухиным

26 апреля Проектный институт «Гипрокоммундортранс» принял участие в круглом столе с ведущим московским архитектором Ильей Заливухиным. Главным организатором мероприятия выступил журнал «Парадный квартал». Круглый стол прошел на базе и при поддержке Управления архитектуры и градостроительства Воронежской области. Тематика дискуссии была посвящена довольно актуальному вопросу – развитию застроенных территорий. В качестве приглашенного эксперта мероприятие посетила генеральный директор АО «Проектный институт «Гипрокоммундортранс» Екатерина Борисовна Алексеева.

Илья Заливухин является основателем и руководителем градостроительной компании «Яузапроект», членом Союза Архитекторов и Общественной Палаты Московской области и имеет большой послужной список из наград и реализованных проектов для Москвы и разных городов России. Готовясь для круглого стола, он предложил стратегию развития современного города на примере Воронежа. Стратегия является комплексным подходом, включающим в себя общественный, управленческий, экономический, экологический, инженерный, транспортный и архитектурный аспекты. Илья Заливухин всегда был острым противником тенденции развития городов вширь и поглощения близлежащих поселков и микрорайонов, а также строительства массивов жилых комплексов на окраинах. Он предлагает, активно прилагая усилия, развивать уже имеющиеся районы города: сносить аварийное и ветхое жилье, застраивать заброшенные и никому не нужные промзоны. С точки зрения оптимизации имеющегося пространства и благоустройства близлежащих территорий он абсолютно прав, — мало кто из экспертов готов был оспорить это.

Очень привлекательной и оригинальной воронежской профессиональной публике показалась идея московского гостя о том, что город должен «зарабатывать», подразумевая в первую очередь под этим не туризм, а инвестиции в развитие территорий, отстройку бизнес-центров, гостиниц, ресторанов и подобных объектов на тех участках, которые в настоящий момент используются неэффективно, а потенциально могут приносить доходы в городской бюджет, в том числе от налогообложения.

Разумеется, развитие города и территорий невозможно без совершенствования подземных инженерных коммуникаций и транспортного сообщения. Здесь Илья Заливухин предложил концепцию развития транспортной сети в общем-то созвучную разработкам Управления дорожного хозяйства Воронежа. Это в первую очередь создание кольцевого хайвея – автомагистрали, которая связала бы левый и правый берег воедино, и для которой необходимо строительство двух дополнительных мостов через водохранилище. Кстати говоря, Екатерина Алексеева отметила тот факт, что нашим проектным институтом еще несколько лет назад был разработан проект по преобразованию транспортного кольца по ул. Остужева, который до сих пор ждет своего часа для воплощения. Также архитектор высказал свои доводы относительно необходимости развития сети железных дорог, поскольку метро – очень дорогой вариант,  и налаживания сообщения с воронежским пригородом путем включения в эти процессы электричек. И. Заливухина, невзирая на то, что он уже не в первый раз в Воронеже, по-прежнему удивляет тот факт, что в нашем городе совершенно отсутствует электрический общественный транспорт, хотя бы в виде трамваев, который мог бы существенно разгрузить городские улицы, пусти мы его по выделенным линиям.

Кроме того, руководитель студии «Яузапроект» отметил, что старые районы и заброшенные территории города нуждаются не только в реконструкции с точки зрения экономической (т.е. развития бизнеса), но и экологической. Автор призывает к строительству большего количества парков и скверов, т.е. мест, где люди могли бы отдыхать, озеленению прилегающих улиц, созданию пешеходных тротуаров, организации велодвижения.

В конце своего доклада Заливухин напомнил про необходимость сохранения системы зонирования города и территорий, о планировании будущих застроек с точки зрения уместности и соответствия принятым стандартам и нормативам. Московский архитектор призвал аудиторию  к кооперации, налаживании и установлению тесных связей между управлениями и ведущими специалистами города, активной помощи друг другу в создании единой концепции развития города, формированию инициатив на местном уровне и подаче их на рассмотрение в столичные ведомства, в частности, в Минстрой.

«Не нужно ждать, пока Москва спустит очередную директиву вниз, чтобы вы наконец-то могли заняться делом», — в заключении добавил Илья, — «Нужно самим, на местах, выдвигать конкретные предложения и направлять на обсуждение в министерство. Никто не знает этот город лучше вас самих и может позаботиться о нем лучше вас. Или вы считаете, что у вас итак все хорошо и всех все устраивает? Подумайте о том, что будет с городом через 20-30 лет, если ничего не предпринять в ближайшие годы».