Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» направлен на внедрение института негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий равного по своему юридическому статусу и конкурирующему с существующим институтом государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Согласно действующей редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) с одной стороны проведение негосударственной экспертизы не влечет никаких юридических последствий для выдачи органами государственной власти и органами местного самоуправления необходимых для строительства разрешительных документов, с другой стороны, на организации по проведению негосударственной экспертизы возлагается ответственность по возмещению ущерба третьим лицам, допущенного при некачественном проектировании (статья 60). Данные диспропорции в правовом регулировании на практике препятствуют созданию системы независимых центров по оценке соответствия результатов инженерных изысканий и проектной документации.

Вместе с тем, внедрение и широкое распространение института негосударственной экспертизы, равноценного институту государственной экспертизы позволит решить ряд важнейших задач, направленных на снижение административных барьеров в инвестиционно-строительной сфере.

Во-первых, создается конкурентная среда, стимулирующая деятельность как государственных, так и негосударственных экспертиз, направленную на поддержание высокого качества оценки соответствия и поддержание положительной репутации в экспертной среде.

Во-вторых, меняется принцип взаимодействия между экспертной и проектной организацией с государственно-контрольного на партнерский, направленный на повышение безопасности и качества проекта, а не на формальное получение положительного заключения.

В-третьих, при страховании негосударственной экспертизы, предусмотренном в проекте федерального закона, существенным образом повысится вероятность возмещения материального ущерба третьим лицам в случае некачественного проектирования, а также обеспечивается система контроля деятельности негосударственной экспертизы со стороны страховщиков, со своей стороны заинтересованных в качественной экспертизе.

Предлагаемые изменения в Кодекс касаются статей 48 «Архитектурно-строительное проектирование», 49 «Государственная экспертиза проектной документации…», 50 «Негосударственная экспертиза проектной документации…», 51 «Выдача разрешений на строительство». Кроме того, вводится новая статья 50.1 «Условия и порядок осуществления страхования гражданской ответственности за причинение вреда при осуществлении деятельности по проведению негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

Так, в часть 15 статьи 48 Кодекса вносятся изменения, согласно которым заказчик проектной документации утверждает такую документацию при наличии положительного заключения государственной или негосударственной экспертизы.

Далее, в статью 49 Кодекса дополнительно вводится часть 3.3, согласно которой устанавливается, что государственная экспертиза не проводится при наличии положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, полученных в установленном порядке.

Часть 2 статьи 50 Кодекса приводится в новой редакции, согласно которой Правительство Российской Федерации уполномочивается на  установление порядка и размерах платы за проведение негосударственной экспертизы. Данная норма вводится с целью недопущения конкуренции между негосударственными экспертизами по цене, предусматривая равные условия для всех участников рынка, которые смогут конкурировать в области качества негосударственной экспертизы и сроках ее проведения.

Также в части 2 вводится обязательное условия для аккредитации организаций негосударственной экспертизы – обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам в результате проведения некачественной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Данная норма вводится с целью обеспечения ответственности организаций негосударственной экспертизы как альтернатива ответственности государства за действия организаций государственной экспертизы.

В статью 50 Кодекса дополнительно вводится часть 3, в которой устанавливается категории объектов, проведение негосударственной экспертизы по которым может проводиться вместо государственной экспертизы.

К таким объектам относятся все объекты государственной экспертизы регионального уровня, за исключением объектов, финансирование которых осуществляется полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов.

Проектом федерального закона Кодекс дополняется статьёй 50.1 «Условия и порядок осуществления страхования гражданской ответственности за причинение вреда при осуществлении деятельности по проведению негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», в которой устанавливаются основные принципы страхования гражданской ответственности организаций негосударственной экспертизы, определяются субъекты, объекты страхования, страховые риски, страховые случаи и исключения из них, устанавливается минимальная страховая сумма – 50 000 000 рублей, минимальный срок страхования – 1 год, устанавливается очередность страховых выплат по коллективным обращениям.

Введение данной статьи позволит максимально быстро приступить к страхованию гражданской ответственности, что позволит максимально быстро внедрить систему негосударственной экспертизы.

В статью 51 Кодекса вносятся изменения, позволяющие органам государственной власти и органам местного самоуправления при рассмотрении вопроса о выдаче разрешений на строительство принимать в комплекте документов положительное заключение негосударственной экспертизы вместо государственной.

В статье 52 Кодекса, также как и в статье 51, при взаимодействии с органами государственного строительного надзора закрепляется возможность вместо положительного заключения государственной экспертизы предоставлять положительное заключение негосударственной экспертизы.

Данные нормы являются ключевыми при внедрении института полноценной негосударственной экспертизы, поскольку именно при выдаче разрешения на строительство и при осуществлении государственного строительного надзора требуется представлять в орган власти положительное заключение экспертизы (государственной или негосударственной). Именно данные нормы делают на практике заключения негосударственной экспертизы «обязательными».

Принятие проекта федерального закона закладывает правовую основу для реализации полноценного института негосударственной экспертизы в максимально короткий срок, что уже во втором полугодии 2010 г. позволит проводить экспертизу проектной документации на альтернативной основе.