Умная архитектура для талантливых детей: cовременное проектирование образовательных учреждений

Умная архитектура для талантливых детей: cовременное проектирование образовательных учреждений

По данным статистики, в России в последние годы постоянно растет количество школьников. Чтобы угнаться за выходом из демографической ямы, федеральное правительство выделяет не менее 50 миллиардов рублей на строительство новых школ, реконструкцию и ремонт старых зданий. Государственная программа рассчитана на 10 лет и вступила в силу с 2016 года.

Возвращение к строительству школ автоматически поднимает вопрос архитектуры современных школьных зданий. Сегодня в обществе чаще обсуждаются вопросы, связанные с системой образования, компетент-ностью преподавателей, улучшением материально-технической базы и т.п., однако хорошие педагоги и техническое оснащение классов не изменят принципиального подхода, если обучение будущего поколения будет происходить в устаревших зданиях.
По мнению ряда экспертов, именно прин-ципиально новая для России школьная архитектура способна изменить типовые представления об образовании, сформировать гибкую систему обучения, которая будет направлена на раскрытие индивидуальности каждого ребенка.
Отметим, что под "современной архитектурой школ" мы имеем в виду не нарядный фасад, а сложную структуру взаимодействия многогранных функций учебного процесса, активностей и полюсов развития детей со структурой самого здания, их гармонию и общую работу на конечный результат: всемерное содействие раскрытию способностей и талантов каждого ребенка.

Какова же текущая ситуация с градостроительным позиционированием школ и условиями их проектирования?
В России продолжается массированная преимущественно квартальная и микрорайонная застройка территорий многоэтажными жилыми зданиями, которые по нормативу должны быть обеспечены школами и детскими садами. Российские школы, как и в СССР, по-прежнему являются самыми крупными общественными объектами в микрорайоне. В силу своих размеров школа является своеобразным композиционным центром и объединяет вокруг себя остальные здания. Отметим, что в последние годы получили распространение новые типы зданий, объединяющих школу с детским дошкольным учреждением, центром досуга, клубными и другими помещениями.
Школьное образование становится более разнонаправленным, что непосредственно отражается на внешнем виде и внутреннем устройстве школ. Для этого увеличивается количество дневного света, проникающего в аудитории и коридоры, совершенствуются связи между различными группами кабинетов, разрабатываются оптимальные решения пришкольных участков.

Типовая школа, построенная в соответствии с принципами модульного проектирования, будет вовсе не тождественна безликой серой коробке. Проект в каждом конкретном случае будет индивидуальным как по визуальному восприятию, так и по компоновке модулей, функциональному назначению, масштабу.

Современные проекты образовательных учреждений в Воронежской области
В нашем регионе одной из компаний, обладающих передовым опытом в проектировании образовательных учреждений, является предприятие с полувековой историей –  ПИ "Гипрокоммундортранс". За последние несколько лет запроектирован целый ряд объектов с учетом новейших требований к образовательным учреждениям и мировых тенденций в этой области, а именно: детские сады в микрорайоне Боровое, в Новоусманском и Новохоперском районах, образовательный центр в Боброве – первый в своем формате, объединивший школу, профессиональное училище и жилой корпус для учащихся. И еще  десятки других объектов. 
Одним из проектов, созданных с учетом новейших тенденций в проектировании, стала средняя школа  на 1101 место в жилом квартале "Олимпийский". Это яркий пример архитектуры, вступающей в диалог и положительно влияющей на психоэмоциональное состояние школьников. Ведущий специалист ПИ "Гипрокоммундортранс" Елена Леонидовна Баичева пояснила, как современные тенденции в архитектуре образовательных центров повлияли на данный проект: "Планировочное современное решение продиктовало и внешний образ будущей школы. Ритмика выступающих и постепенно смещающихся прямоугольных объемов дает нам представление о книжной полке. На каждом развороте импровизированной "книги" появляются яркие закладки с информационными табло. Каждый такой элемент рассказывает об основных памятных моментах образования в школе. Ими оформлены пять торцов основной и начальной школ. Центр притяжения является и центром композиции – это выступающий в одном уровне прямоугольный объем, формирующий внутри общешкольное многофункциональное пространство – атриум, а снаружи этот объем является "занавесом" открытой сцены для проведения торжественных мероприятий. Эта входная зона выполнена в светопрозрачных конструкциях, что дает насыщение светом интерьерного пространства и стопроцентную просматриваемость территории окружающего пространства.

Цветовое решение фасадов школы выполнено в единой жизнерадостной гамме с использованием нюансных цветовых отношений "холодной", успокаивающей части спектра. Это цвет морской волны, мягко-зеленый цвет, синий, голубой и фиолетовый. 
Фасады являются не просто стенами, за которыми скрыт мир всего нового и интересного, а непосредственным продолжением этого, расширяют информационное поле и насыщают его.
Функционально модули школы делятся на два больших блока — базовые и дополнительные. Базовые — это учебные, общешкольные помещения, столовая, спортзал, актовый зал, библиотеки, административные, медицинские помещения и так далее. Дополнительные модули — это, например, модуль технологических мастерских, зимний сад, кабинеты природы, помещение для "живого уголка" и т.п. Для создания условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе предусматриваются мероприятия по созданию доступной среды, обеспечивающие свободное передвижение детей в здании и их безопасность".
Это вполне умещается в рамки мировых тенденций. Так, в архитектуре школьных зданий Европы и США прослеживается тенденция функционального разделения блоков школы на "деловую часть", в состав которой входят административный, спортивный и развлекательный блоки, обращенную к улице, и "учебную часть", которая скрыта от глаз прохожих, защищена от шума и открыта на солнечную сторону. 
Школа, спроектированная в соответствии с новыми принципами, обладает большей эффективностью и, если угодно, смыслом.

Для самых маленьких
Безусловно, без комфортной развивающей среды с самого раннего возраста невозможно вырастить талантливого ребенка. Поэтому эстетически верные и многофункциональные пространства должны быть и в детском саду. Сегодня все больше детских садов проектируют с учетом ясельных групп, что заставляет проектировщиков поразмыслить, как найти общий язык с потребителями 1,5-2 лет и как сделать их пребывание в общественном пространстве интересным, полезным и безопасным. Елена Леонидовна Баичева (ПИ "Гипрокоммундортранс") рассказала о проекте детского сада в селе Отрадное Новоусманского района, который открыл свои двери для малышей в сентябре 2016 года: "Назначение здания определило его архитектурный облик – фасады здания и их цветовая гамма напоминают игрушечный городок. Прямоугольные объемы, то выступая вперед, то уходя назад, не делают здание строгим и неприступным. Городок "играет" с посетителем, приглашая поиграть вместе. Здание имеет симметричную композицию больших прямоугольных плоскостей с выступающими объемами наружных эвакуационных лестниц. Яркий цвет кровельного покрытия "домика" из металлопрофиля, имитирующего черепицу, создает оптический контраст с белыми стенами. Эффект композиционного приема – цветовая гамма белого, красного, желтого, зеленого – настроение радостного, веселого, озорного.

В аспекте строительных материалов и технологий в основу выбраны выразительный дизайн, долговечный безупречный внеш-ний вид и усовершенствованные системные решения, учитывающие требования к прочности, допустимым нагрузкам и различным аспектам безопасности объекта. Модульная система здания позволяет безболезненно отсечь какую-то группу, например, при карантине или изменении количества детей (и при увеличении до 350 человек). Абсолютно все помещения имеют естественный доступ света, даже гардеробные и туалетные комнаты. Множество развивающих модулей гарантируют интересное и эффективное развитие малышей".
В данном проекте мы также видим воплощение актуальных требований к архитектуре современной общеобразовательной организации, которые учитывают, что детский сад и школа XXI века призваны создать комфортную и одновременно развивающую образовательную среду – как прообраз будущего общества, постоянно обновляющегося, но в то же время "человекоцентричного", предоставляющего максимум возможностей для самовыражения и самосовершенствования.

Обобщая вышесказанное в качестве итога, стоит привести основные тезисы построения современной школы, а именно:

  • Возможность трансформации учебного пространства в малое, среднее и большое по принципу "ученик – группа – класс – поток".
  • Формирование крупных функционально-планировочных зон: классов-студий, помещений для конференций и т.п.
  • Формирование "открытой" системы: отсутствие традиционных замкнутых учебных помещений.
  • Наличие помещений, которые рассчитаны на проведение различных видов занятий с учетом возрастных особенностей (игровые, мастерские, лекционные, лаборатории и т.п.).
  • Мобильное оборудование в классах.
  • Наличие условий для развития здоровья учащихся, которые будут соответствовать запросам детей.
  • Новая система расположения инженерных коммуникаций, возможность автономного существования, наличие энергосберегающих систем.

журнал «Парадный квартал», апрель 2018