Воронеж старый, Воронеж новыйVoronezh: old and new

<!--:ru-->Воронеж старый, Воронеж новый<!--:--><!--:en-->Voronezh: old and new<!--:-->

История Воронежа насчитывает 426 лет. Город, основанный как сторожевой пункт на одном из отрогов высокого правого берега реки Воронеж, сейчас является мегаполисом с развитой инфраструктурой…

История Воронежа насчитывает 426 лет. Город, основанный как сторожевой пункт на одном из отрогов высокого правого берега реки Воронеж, сейчас является мегаполисом с развитой инфраструктурой. Его границы раздвинулись на западе до р. Дон, на юге до Семилукских выселок, на севере до аэропорта. Старый Воронеж ныне составляет лишь незначительную часть этой огромной территории, однако именно здесь сосредоточена основная масса памятников культуры, отражающих древнюю и богатую историю края. В сохранении этой важной части историко-культурного наследия участвуют исполнительная власть и местное профессиональное сообщество.

 

Активно развивается туристическая инфраструктура, привлекаются инвесторы к реализации многих интересных проектов. Особое внимание уделяется приспособлению уникальных объектов наследия к туристическим, рекреационными функциям, созданию тематических историко-культурных территорий.

Современный Воронеж многолик – это деловые и парковые зоны, крупные торгово-развлекательные центры, спальные районы, историческая застройка. В основном она представлена церквями, храмовыми комплексами и купеческими домами. Это целый исторический пласт, концентрировавший в себе культурные, духовные и природные ценности России.

Центром Воронежа, как и два века назад, остается проспект Революции (ул. Большая Дворянская), где располагаются здания губернатора (1780г.), Воронежской духовной семинарии (1822г.), Воронежского публичного театра (1821г., 1886г. – реконструкция), Мужского духовного училища (1879-1882 гг.), домов губернатора генерал-поручика И.А. Потапова (1777-1779 гг.), В.В. Тулинова (1811-1813 гг.), Русиновых (начало XIX в.), Капканщиковых (30-е гг. XIX в.), купца Н.А. Михайлова (в 1880-е гг.), Земсковых (1888-1890 гг.), гостиниц С.Н. Шванвича (1840-1844 гг.), «Центральная» Д.Г. Самофалова (1878-1879 гг.), «Бристоль» (1909-1910 гг.), Городское механико-техническое училище им. Петра Великого (909-1913 гг.), Управление Юго-Восточной железной дороги (XX в.) и много др.

На прилегающих к пр. Революции улицах находятся Покровский кафедральный собор (XVII в.), Акатов монастырь (1620), Никольская церковь (1720), Воскресенский храм (1752г.), музей «Арсенал» (1696), Воронежский дворец бракосочетания (XVIII в.) и др. В архитектуре Воронежа памятники разных стилей – от классицизма, барроко, эклектики до модерна. Они имеют не только старинную важность, но и сберегают дух прошлого. Сегодня архитектурные памятники Воронежа – объекты творческих устремлений проектного института «Гипрокоммундортрнас» (ГКДТ).

Проектный институт  «Гипрокоммундортранс» занимает одно из ведущих мест в проектной отрасли Центрального Черноземья. Для поддержания данного статуса и дальнейшего роста ГКДТ развивает кадровый потенциал (повышает квалификацию сотрудников, проводит различные курсы, семинары, участвует в отраслевых форумах и конкурсах); осваивает новые программные продукты по разным аспектам проектирования и создает свои, позволяющие повысить качество и сроки работ. 

Компания в течение нескольких лет имеет лицензию на инженерные изыскания и проектные работы по реставрации памятников архитектуры Федерального значения. Разрабатывает проектные решения как на отдельные объекты культурного наследия (реставрация и приспособление для современного использования), так и проект (концепцию) комплексной реконструкции на всю историческую территорию.

В реставрации решающим значением для объекта является предмет охраны. Если предметом охраны является, например, только фасад, то на объекте возможно проведение весьма широких мероприятий, которые  могут быть предусмотрены проектировщиками. Практика показала, что памятники сохраняются только в случае их разумного использования. При этом эти проектные и строительные работы требуют большой ответственности. Такие причины, как некачественная реставрация, погодные условия, окружающая среда не позволили сберечь многие объекты культурного наследия.

Реставрация, реконструкция имеет целью в первую очередь восстановление исторического облика объекта,  но при этом идет изменение имеющихся технико-экономических показателей сооружения, рост эффективности его употребления (приспособление для современного использования). Возможно применение новых материалов и конструкций, например, пластиковых окон (без изменения конфигурации), современных материалов (без нанесения  вреда предмету охраны). Реставрация домов содержит: реновацию, консолидацию, консервацию памятников архитектуры. От специалистов при реставрации требуется солидный профессиональный опыт и знания. Часто знатокам при реставрации фасадов зданий приходится опираться на эскизы из архива для точного воспроизводства элементов строения.

Одна из последних реставрационных работ проектного института «Гипрокоммундортранс» – Каменный мост.

По итогам экспертного заключения проект реконструкции объекта культурного наследия регионального значения «Каменный мост» стал одним из лучших за последние несколько лет в Воронеже в области сохранения памятников истории и культуры. В его основу были положены архивные документы: описания, фотографии конца XIX – начала XX веков. В то время по своей элегантности Воронежский «Каменный мост»  мог соперничать с мостами Санкт-Петербурга.

В современности ему вернулся исторический облик. В то же время проект реконструкции предусматривает новшества, которые позволяют сохранять объект даже в случае чрезвычайных ситуаций. Это вынос с фасадной части Каменного моста кабелей связи и электропередач с прокладкой их в конструкцию тротуара моста, и прокладка на перспективу дополнительной линии водопровода. Что позволяет в случае выхода из строя существующего водопровода, расположенного в теле моста, не вскрывать его проезжую часть. Помимо этого, для сохранения свода моста от будущих повреждений проектом предусмотрены габаритные ворота на въезде и выезде, которые исключают проезд автомобилей сверхдопустимых размеров.

Проектирование новых, значимых для города и России объектов также является одной из составляющих работы проектного института «Гипрокоммундортранс».

За 45 лет работы сотрудниками компании выполнены более шести тысяч градообразующих проектов. Это жилые кварталы, административные и общеобразовательные учреждения (здания налоговых инспекций, прокуратуры, Управления федерального казначейства, учебных баз ОМОН и МЧС, поликлиник и больниц, детских садов и школ, спортивно-оздоровительных центров и комплексов); крупные торговые и бизнес центры; объекты дорожно-транспортной инфраструктуры. Среди них городские магистрали, контактные сети, здания троллейбусных и трамвайных парков, ремонтные трамвайно-троллейбусные заводы; реализованы комплексные транспортные схемы в 98 городах России и стран СНГ.

Совместная работа архитекторов, инженеров-проектировщиков и строителей позволила создать новые зоны комфортной жизни воронежцев – торгово-развлекательные и деловые центры, например, «Галерея Чижова», Арена, Атмосфера; в процессе реализации: многофункциональный спортивно-развлекательный комплекс на территории стадиона «Чайка», новый Камерный театр и центр Семейного досуга.

Воронеж, как другие старинные русские города, много видел и много пережил. В начале двадцать первого века открываются новые  страницы воронежской летописи. И это в том числе заслуга специалистов проектного института «Гипрокоммундортранс».

Опубликовано в журнале «Вестник «Зодчий. 21 век», 4, ноябрь 2012г.

The history of Voronezh accounts for 426 years. The city that was founded as a watchtower on the right bank of Voronezh River has transformed over the years into a megalopolis with a well-developed infrastructure. Now the western border of the city is Don River, the southern one is a village of Semiluky and the northern one is an airport. The eldest parts of Voronezh nowadays are just a small part of this huge territory. However, almost all monuments of culture that symbolize an ancient and rich history of the city are located here. The executive branches of power along with a local community are participating in preservation of this vital part of our historical and cultural heritage.

 

Tourist infrastructure sees a very rapid development as the government entices investors to implement a variety of interesting projects.  Another important goal is to build special historical and cultural territories and to adjust the objects of cultural heritage to tourist environment so they could carry out recreational functions.

Modern Voronezh is “many-colored” and embraces business and park zones, large shopping centers, dormitory areas and historical buildings, which are, generally, represented by churches, temples and old merchant houses. It is a little piece of a history itself that reflects cultural values of Russia.

The center of Voronezh, as it was two centuries ago, is Revolyutsii (Bolshaya Dvoryanskaya St.) Avenue where are located: the building of the Governor (1780), the Voronezh theological seminary (1822), the Voronezh public theater (1821, 1886 – reconstruction), Religious school for men(1879-1882), houses of the general lieutenant I.A. Potapov (1777-1779), V. V. Tulinov (1811-1813), Rusinovykh (the beginning of the XIX century), Kapkanshchikovykh (the 30th of the XIX century), the merchant N. A. Mikhaylov (in the 1880th), Zemskovy (1888-1890), S. N. Shvanvich's hotels (1840-1844), the "Central" of D. G. Samofalova (1878-1879), "Bristol" (1909-1910), Peter the Great mechanical and technical school (909-1913), Administration of the South-east railway (XX century).

There are also Pokrovsky Cathedral (XVII century), Akatov monastery (1620), St. Nicholas Church (1720), the Voskresensky temple (1752), the museum "Arsenal" (1696), the Voronezh wedding palace (XVIII century), etc. on the adjacent to Revolyutsii Ave. streets. Architecture of Voronezh monuments varies from classicism, baroque, eclecticism to Art Nouveau. However, these buildings do not only play a cultural role, but also preserve the spirit of the past. Architectural monuments of Voronezh are the objects that inspire the «Giprokommundortrans» project institute (GKDT).

The «Giprokommundortrans» project institute plays one of a leading role in project branch of Central Chernozem region. In order to maintain its status GKDT develops its workforce capacity through raising a qualification of employees, conducting of various courses, seminars and participating in different forums and competitions; masters new software products on different aspects of design and creates their own one that allow to increase quality of works.

The institute has a license for engineering researches and project works on restoration of Federal landmarks. It develops project decisions both on separate objects of cultural heritage in purpose of its restoration and adaptation for modern use and projects of complex reconstruction on all historical territories.

A subject of protection plays a key role in restoration works. If a subject of protection is, for instance, only a facade, than designers are allowed to carry out a variety of works on this object. The history says that architectural monuments can be preserved only if they are properly used. These project and construction works presuppose a big responsibility. A low-quality restoration, bad weather conditions and environment have ruined a lot of objects of cultural heritage.

Basically, restoration and reconstruction works aim to restore an object in its historical shape. But it also undergoes changes in its technical and economic indicators, growth of efficiency of its use such as the adaptation for modern use. It presupposes, for example, a usage of new materials and designs such as plastic windows (without configuration change), and modern materials (with no harm to the object done). Restoration of houses includes renovation, consolidation, and preservation of monuments of architecture. The restoration experts are required to have a considerable professional experience and knowledge. Often experts during a restoration of facades of buildings should turn to archive blueprints of these buildings in order to properly restore some elements of a structure.

One of the latest restoration works of the «Giprokommundortrans» project institute is Kamenny Most.

According to expert opinion the «Kamenny Most» project became one of the best for the last years in Voronezh in the field of preservation of monuments of historical and cultural heritage.  Archival documents were in its basis along with precise descriptions, photos dating back to the end of XIX – the beginning of the XX centuries. Those years Voronezh «Kamenny Most» could be compared to the most elegant bridges of St. Petersburg.

Later, it was restored in its historical shape. At the same time the project of reconstruction contains innovations that will help to preserve the object even in case of emergency situations. Those measures include an additional line of a water pipe system and transfer of all cables of communication and electricity from a façade of the building to a sidewalk of the bridge (under a surface). The additional water pipe line, among all, will help to avoid the necessity of removing a sidewalk surface of the bridge in case of any troubles with the pipeline system. Additionally, in order to preserve the arch of the bridge from future damage the project suggests building special clearance gates on an entrance and an exit to the bridge which will exclude too big vehicles from crossing the bridge.

Another component of work of the «Giprokommundortrans» project institute is projecting of objects that are considered to be new and significant both for the city and the state.

During 45 years of their work the company staff executed more than six thousand city-forming projects. Among them are residential quarters, administrative and educational facilities (buildings of tax inspection, prosecutor's offices, Federal treasury department, training bases of OMON and the Ministry of Emergency Situations, hospitals and other medical facilities, kindergartens and schools, fitness and sport centers); large trade and business centers; objects of the road and transport infrastructure. Among them are city highways, contact systems, trolleybus and tram parks, tram and trolleybus repair plants. Not to mention the complex transport schemes that were put into operation in 98 cities of Russia and CIS countries.

The joint work of architects, design engineers and builders has created new zones for Voronezh citizens. Among them are trade, entertainment and business centers such as, for example, «Chizhov's Gallery», the «Arena» and the «Atmosphere». Multipurpose sports and entertainment complex on the «Chayka» stadium, new Voronezh Chamber Theater and Family Leisure Center are currently on the list.

Voronezh as other ancient Russian cities has a long history. The beginning of the 21st century is witnessing its new page. And among all, it is a merit of specialists of the «Giprokommundortrans» project institute.

Published in "Vestnik "Zodchiy. 21 century" magazine, № 4, November, 2012.